Светящийся экран телефона, планшета или компьютера — это не просто кусочек техники, а портал в другой мир. Мир, где ребенок может стать кем угодно: храбрым воином, умным строителем, или даже жизнерадостным фермером. Но что происходит, когда портал становится домом? Мы наблюдаем, как наши дети превращаются в «зомби», не слыша родителей, не замечая окружающую реальность. Понимания требуют не только родители, но и сами дети. Давайте погрузимся в эту тему вместе.
Когда ребенок погружается в мир игр или социальных сетей, он испытывает эффект «тоннельного зрения». Все вокруг словно затмевается, становится неважным. За экраном — яркие краски, звуки, которые уносят в другое измерение. Каждый раз, когда персонаж на экране получает награду или завершается уровень, в мозг выделяется дофамин, который вызывает ощущение счастья и удовлетворения. Это как бы подсказывает ребенку, что именно здесь и сейчас — настоящая жизнь.
Посмотрите на Антона, 12 лет. Он всегда был активным, любил бегать на улице и играть с друзьями. Однако однажды он получил новый смартфон. Сначала он играл лишь минут 15 в день, но постепенно это время стало расти. Теперь он может проводить за экраном по 5-6 часов. Когда мама зовет его к столу, Антон даже не реагирует, погруженный в виртуальный мир. Она пытается объяснить ему, как важно поесть, как она переживает за его здоровье, но подросток слышит лишь «шум» из-за экрана.
Почему же это происходит? Во-первых, постоянный контакт с экранами вызывает ряд психологических и физиологических последствий. Исследования показали, что у детей, проводящих более 4 часов в день за экранами, значительно выше риск развития тревожных расстройств и депрессий. Это тревожный звоночек, который должен насторожить не только родителей, но и специалистов.
По данным исследования 2024 года, 35% детей в возрасте от 10 до 15 лет испытывают симптомы, связанные с тревожностью, что на 20% больше по сравнению с 2019 годом. Из этих 35% 60% сообщили, что основная причина их тревог — постоянная зависимость от гаджетов и социальных сетей.
Необходимо создавать условия, при которых дети снова начнут слышать и видеть окружающий мир. Вот несколько простых шагов, которые могут помочь:
В нашем проекте «Семья и технологии» мы столкнулись с историями многих родителей. Одна из них — история Ирины, мамы 10-летней Маши. Маша долгое время не выходила из своей комнаты, проводя бесконечные часы за играми. Ирина испробовала все: от уговоров до запретов. Но ничего не помогало. В конце концов, она решила на практике столкнуть Машу с реальной жизнью. Ирина привела Машу на занятия по рисованию.
После первых занятий девочка не просто заинтересовалась, но и начала зарабатывать на своих рисунках, продавая их друзьям и знакомым. Теперь у неё есть хобби, и она видит интерес в жизни вне экрана. Это урок для всех родителей: иногда полезно показать детям другую реальность, чтобы они осознали свою зависимость.
Наша задача как взрослых — не только защищать детей от вредного влияния экранов, но и показывать им, как интересно можно жить вне виртуального мира. Чтобы вернуть внимание детей, важно создать баланс. Простое присутствие в жизни ребенка, проявление интереса к его увлечениям и совместные занятия могут помочь вернуть его в реальность. Давайте не будем говорить «выключи экран», а предложим «давай найдем что-то интересное вместе»!